История Adidas
Основатель компании Adidas Адольф Дасслер родился 3 ноября 1900 года в немецком городе Герцогенаурах(Бавария). Семья Дасслер была небогатой, отец работал пекарем, а мать трудилась в прачечной. Дела еще больше ухудшились, когда наступила Первая мировая война. Она сопровождалась сильным ростом инфляции и безработицы. Положение еще больше усугубилось, когда война закончилась, и с фронта вернулось много солдат, начавших искать хоть какую-то работу. Именно тогда семья Дасслер начинает заниматься пошивом обуви. Не потому, что у этого дела были большие перспективы, а потому что не было выбора. Работы не было, а жить на что-то надо. Женщины в семье Дасслер занимались выкройкой из холста, в то время, как мужская часть семьи(Адольф, которого называли Ади, его брат Рудольф(Руди) и их отец) занималась кройкой обуви. Достаточно скоро семья Дасслеров стала набирать популярность. Спальные тапочки, которые разработал Ади Дасслер, начали пользоваться хорошим спросом. Правда, не сами по себе. Его брат Рудольф обладал талантом продавца и был просто отличным маркетологом. А потому уже через 4 года работы семья Дасслеров открывает свою компанию, которая получила название «Обувная фабрика братьев Дасслер». На тот момент, включая всех членов семьи, в компании работало 20 человек.
Братья Дасслер были совершенно не похожи друг на друга внутренне. Адольф был скромным, робким. Предпочитал классическую музыку и литературу, любил получать новые знания. И конечно он безумно был влюблен в футбол. Это было его страстью. Его брат напротив, был достаточно вспыльчив и горяч. Свободное время предпочитал проводить либо набивая боксерскую грушу, либо занимаясь сексом с одной из многочисленных подруг.
В 1925 году случилось важное событие, которое и решили дальнейшую судьбу братьев Дасслер. Ади, увлеченный футболом создал первые в мире бутсы с шипами(революционный продукт!). В работе ему помог кузнец, выковавший эти самые шипы. Уже скоро футбольные бутсы наравне с гимнастическими тапочками стали основной продукцией компании. Профессиональные футболисты быстро поняли преимущество бутс с шипами, а потому уже скоро «фабрика Дасслеров» начала расширяться. Во-первых, уже нельзя было работать во дворе своего дома. Поэтому было арендовано целое здание и расширен штат работников до 25 человек. Производство выросло до 100 пар обуви в день.
По-настоящему известным бренд Dassler стал в 1928 году, после Олимпиады в Амстердаме, на которой многие спортсмены выступали в обуви от братьев Дасслер. В 32 году немецкий бегун Артур Йонат занял третьем место в беге на 100 метров на Олимпийских играх в США. Ну, а четыре года спустя знаменитый американский бегун Джесси Оуэн, выступавший в обуви Dassler, выиграет 4 золотых медали и поставит 5 мировых рекордов на Олимпиаде, проходившей в Берлине. Это был ключевой момент для компании. Олимпиада в Берлине сделала бренд известным на весь мир. В этот год братья Дасслер продали обуви более чем на 400 тысяч марок, и открыли вторую фабрику в своем городе.
Мир тем временем медленно, но верно втягивался в войну. Тут надо сказать, что братья Дасслер были членами нацистской партии, и в целом разделяли мнение Гитлера насчет чистоты арийской крови. Как бы то ни было, оба отправились на фронт по своему желанию, а их фабрики на время войны стали производить обувь для немецких солдат. Правда, у руля фабрик стояли неопытные люди, а потому уже через год после начала войны Ади Дасслер вернулся с фронта, чтобы контролировать работу фабрик. В конце концов, Германия с позором проиграла войну, а обе фабрики Dassler достались американским солдатам. Так что в течение нескольких лет Dassler занималась производством коньков на экспорт в США(без какой-либо прибыли конечно). При этом дом Дасслеров занимали американские солдаты, ничуть не стеснявшиеся проигравших хозяев.
Спустя год оккупации американские солдаты покинули фабрики Dassler, а брат Ади Рудольф был освобожден из плена. Фабрики потихоньку начинали вновь производить обувь. Денег платить рабочим компании не было, а потому они получали в качестве заработной платы еду, дрова и прочие материальные вещи, которые могли заменить деньги. Впрочем, компании Dassler не суждено было возродиться из пепла. Причиной этому стало то, что братья Дасслер уже не могли работать вместе. Почему они разругались сегодня не знает никто. В качестве причины может быть то, что у Ади имелись некоторые связи с американскими солдатами, и если бы он ими воспользовался, то возможно Рудольф мог выйти из плена раньше. Но он ничего не делал. Кроме этого, в то время умер их отец и есть вероятность, что у них возник спор во время разделения наследства. Так или иначе, компания Dassler распалась. Каждому брату досталось по одной из фабрик в городе Герцогенаурах. При этом они заключили договор, по которому никто из них не должен был использовать в названии своей компании фамилию семьи. В итоге, в 1948 году появились две новые компании, которые навеки стали кровными врагами. Этими компаниями были известные на весь мир Adidas(Ади Дасслер) и Puma(Руди Дасслер). Братья до конца своих дней не разговаривали друг с другом, а компании вели борьбу на всех возможных фронтах. Они спонсировали разные команды, соперничающие друг с другом в своем городе. Сотрудники одной компании отправляли своих детей в школы, где не учились сотрудники другой, и конечно они предпочитали разное пиво(все-таки это Германия). Сейчас противостояние между компаниями сохранилось, но уже в более цивилизованной форме. Конечно, скорее всего, это связано с тем, что просто сейчас уже нет ее основателей, и страсти улеглись. Но это не значит, что сотрудник Puma хоть когда-нибудь оденет обувь от Adidas.
В 1949 году компания Adidas вырвалась вперед в противостоянии с Puma. Это произошло благодаря изобретению Ади Дасслера. Он создал первые бутсы со съемными шипами. Также вскоре появляются новые модели всевозможных бутс, заточенные под разную поверхность. Олимпиада в Хельсинки, прошедшая в 1952 году стала также победой Adidas. Большинство спортсменов предпочли обувь именно этой марки.
После Олимпиады компания Adidas занялась расширением ассортимента. Стали появляться сумки и спортивные куртки под маркой Adidas. Их изготовлением занимался текстильный завод, которым владел Вилли Зельтенрайх. Продажи были настолько высокими, что уже скоро Зельтенрайх работал только с Adidas.
В 1954 году сборная Германии выигрывает чемпионат мира по футболу. Для Adidas это был миг триумфа, так как все футболисты сборной выступали в бутсах этой компании. Кроме победы, после этого турнира Ади Дасслера подумал, что хорошей идеей будет покупать рекламу для Adidas на вывесках расположенных вокруг футбольного поля. Кроме болельщиков, присутствовавших на стадионе, эти вывески могли видеть и телезрители. И уже двумя годами позднее Adidas подписывает соглашение с МОК, в результате которого становится главным спонсором Олимпийских игр.
1960 год – Рим, 1964 – Токио, 1968 – Мехико. Все эти годы стали крайне успешными для Adidas. Спортсмены в форме этой компании одерживали множество побед, блистая с золотыми медалями. В Мехико спортсмены в форме Adidas добились просто феноменальных результатов. Судите сами, 37 золотых , 35 серебряных и 35 бронзовых медалей были завоеваны ими. Сборная Германия по футболу еще больше посодействовала компании. Они выиграли сначала чемпионат Европы по футболу, а затем взяли кубок мира. Adidas, де-факто, стал стандартом в футбольном мире. Еще больше этому способствовало то, что основатель компании Ади Дасслер был влюблен в эту игру.
В 1978 году умирает Ади Дасслер. Некоторое время компанией занимается его жена, после чего вся власть переходит к их сыну Хорсту. Тот оказался неплохим руководителем, и сумел только улучшить отношения с МОК и FIFA. Однако довести все дела ему не удалось. В возрасте 51 года он трагически скончался. В это время наступают тяжелые времена для компании. Некоторое время ей управляли сестры Хорста, после чего поняв свою несостоятельность, продали 80% акций компании владельцу футбольного клуба «Марсель» Бернарду Тапи. Эта сделка в то время вызвала много шума, так как ее сумма составила всего 440 миллионов немецких марок. Мало для компании такого размаха. С другой стороны не так уж и мало, если посмотреть, что было с Adidas в это время.
В 1990 году убытки Adidas составляли уже 100 миллионов долларов. Молодежь при этом отдавала предпочтение новым брендам, таким как Nike и Reebok. Кроме того, в то время большая часть продукции Adidas производилась в Германии, что способствовало большим издержкам. Nike и Reebok свою продукцию создавали на заводах в Тайланде и Китае. Нужно было срочно исправлять ситуацию. Adidas все еще был очень известным брендом, и так просто дать ему умереть было бы очень глупо.
В самом начале 90-х многие талантливые менеджеры из Nike переходят в Adidas. Как такое получилось? Сложно сказать, возможно былая известность Adidas поспособствовал этому, а может просто более высокие зарплаты(хотя откуда). Но факт остается фактом, Adidas получил в свое распоряжение лучших менеджеров конкурента, и они начали исправлять ситуацию. Производство медленно стало перетекать в страны, где оплата труда была существенно ниже, чем в Европе. Затем, продукция Adidas практически полностью исчезла из розничной торговли, после чего по всему миру были открыты фирменные магазины компании.
В 1996 году Adidas становится главным спонсором Олимпийских игр. После этого события продажи продукции под маркой Adidas возросли на 50%. Конечно, основная аудитория Adidas находилась в Европе. Но после Олимпиады доля компании на рынке США тоже увеличилась и составила 12%.(речь идет о спортивной обуви) Кроме того, чтобы приблизить к себе молодежь Adidas стал активно продвигать новые виды спорта, которые пользуются у молодых людей особенной популярностью. Это и стрит-болл, и сноубординг, а также другие экстремальные и известные узкому кругу людей спортивные мероприятия.
Тем не менее, компания Adidas ни на секунду не забывала о своих истоках. А потому была главным спонсором Чемпионата мира по футболу 1998 года, кроме того спонсировала будущего чемпиона, сборную Франции. Вообще, Adidas будет спонсором всех последующих крупных футбольных мероприятий, включая все чемпионаты мира и Европы по футболу. Сколько компания Nike не пытается отобрать это право у Adidas, столько же у нее это и не получается. В 2004 году сенсационная победа сборной Греции на чемпионате Европы поспособствовала популяризации продукции Adidas в этой стране, так как компания была генеральным спонсором сборной.
В это же время Adidas запускает легендарную рекламную кампанию, слоганом которой стало «Impossible is nothing»(невозможное возможно):
«Невозможно – это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди. Им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы что-то изменить. Невозможное – это не факт. Это только мнение. Невозможное – это не приговор. Это вызов. Невозможное – это шанс проявиться себя. Невозможно – это не навсегда. Невозможное возможно».
Данная кампания пришлась по душе очень многим людям на планете, став для них настоящим лозунгом в жизни. Кроме того, в кампании использовались такие звезды спорта как Мухаммед Али, Дэвид Бекхэм и другие. Рекламные ролики с Бекхэмом и вовсе стали культовыми. Пожалуй, данная кампания Adidas является одним из лучших примеров эмоциональной рекламы. (а Бекхэм даже теперь выпускает совместно с Adidas свою коллекцию одежды)
Бренд Adidas сегодня является одним из самых известных и продаваемых в мире спортивной экипировки. Сегодня он ассоциируется не только с обувью. Adidas представляет, пожалуй, все что только можно в мире спорта. Бренд пользуется большой любовью у молодежи и профессиональных спортсменов. Имеет прочные позиции в футбольном мире, не пуская туда своего главного конкурента – компанию Nike. Очень важным событием последних лет для Adidas стала покупка компании Reebok в 2005. При этом никаких кардинальных изменений купленного бренда не последовало. Он продолжает развиваться как отдельный, самостоятельный бренд.
Наверное, Ади Дасслер гордился бы своей компанией, которая остается верна истокам, но в тоже время идет в ногу со временем.